Форум » Спектакли » "Бабий Бунт" » Ответить

"Бабий Бунт"

Solovey: Действующие лица и исполнители: Настя, местная хуторская Полина КУЗЬМИНСКАЯ Николка, бригадир, лучший в хуторе гармонист Дмитрий ЕНДАЛЬЦЕВ Стешка, председатель хутора Юрий ПОЛЯК Марфа, его жена Лиана ЕРМАКОВА Федот, лучший хлебороб Павел ПОПОВ Дуняшка, его жена Любовь КОЗИЙ Дед Захар, конюх Иван ФЕДОТОВ Семеновна, его жена Евгения БОРЗЫХ Маринка Дарья МАКАРОВА Семка Дмитрий БЕДЕРИН Казаки Эльдар ДЖАНИБЕКОВ Антон НИКИТИН Никита ЮРАНОВ Юрий БАЛИЦКИЙ Константин ДАВЫДОВ Казачки Нино КАНТАРИЯ Елена ПОЛЯНСКАЯ Екатерина СОЛОВЬЕВА Анна РУТМАН Альбина КАШОРИК

Ответов - 2

Елена Юр: О лазоревом цветке, донской синеве и костре любви ( «Бабий бунт», режиссер Владимир Иванов. Театральный институт имени Б.В.Щукина) Искрометную народную оперетту Евгения Птичкина «Бабий бунт» по мотивам «Донских рассказов» Михаила Шолохова поставил на сцене учебного театра театрального института имени Б.В.Шукина с выпускным курсом Валентины Николаенко режиссер театра Вахтангова Владимир Иванов в творческом союзе с Татьяной Агаевой, Максимом Обрезковым, главным дирижером и главным художником театра Вахтангова, и хореографом Мариной Суворовой. Оперетта была написана в 1975 году к семидесятилетию писателя. Шолохов, не любивший жанр оперетты и требовательно относившийся ко всем инсценировкам своих произведений, одобрил ее после восторженного приема односельчанами в Вешках. С тех пор оперетта «Бабий бунт» заняла прочное место в репертуарной афише многих музыкальных театров России . Музыкальный театр вспоминает о ней и сегодня. В марте 2011 года ее поставил на сцене Санкт-Петербургского театра Музыкальной комедии ЮЛаптев, режиссер оперного театра. Рассказ «О Колчаке, крапиве и прочем», передающий сюжетную линию сперетты , занимает особое место в трагических «Донских рассказах». Он счастливым одиноким островом стоит среди океана человеческого горя, порожденного Гражданской войной, огненным рубежом прошедшей по сердцам героев «Родинки», «Алешкиного сердца», «Бахчевника», «Нахаленка», «Чужой крови» и др. Это казацкая комедия, праздник живого колоритного народного слова. Именно в таких сказовых вещах, по мнению Светланы Семеновой, исследователя творчества писателя, выступил « смеховой мускул шолоховского дарования, который нес в себе элемент коллективной народной терапии от слишком кровавого, безнадежного и часто нелепого серьеза жизни и эпохи». Без сомнения, эта «народная терапия» на разломе «малого апокалипсиса войны и революции» в единстве с тончайшим психологизмом и проникновенным лиризмом Шолохова, поразительно переданными музыкой Евгения Птичкина, вызвала сегодня интерес Владимира Иванова и Татьяны Агаевой к оперетте «Бабий бунт». В этой терапии главную роль играет язык автора. Александр Серафимович писал, что у Шолохова особенный, «как степной цветок, образный язык, тот цветной язык, которым говорит казачество. Сжато, и эта сжатость полна жизни, напряжения и правды». Характерность языка в « особой интонации сердечного участия, в том раздумье, которое ни на минуту не покидает человека». Чувствуя и понимая эту особенность языка режиссер (в соавторстве с С.Плотовым и А.Тупиковым) предложил зрителям свою сценическую версию спектакля, изменив лексику либретто и изъяв из него тему рассказа «Председатель Реввоенсовета республики». Чтобы усилить комедийное звучания спектакля, он наделил деда Захара характерными чертами деда Щукаря, «центрального носителя стихийного народного смеха» из романа «Поднятая целина». Он смело вставил в полотно сценического действа» музыку композитора к одному из лучших фильмов о Гражданской войне «Служили два товарища», его песню «Сладка ягода», а также песни «Андалузская ночь», «Узенький проулочек» и «Давай, дружок, на посошок». Это расширило границы спектакля, усилило его любовную лирическую тему и дало возможность актерам наиболее полно раскрыть свой творческий потенциал. Минимализм М.Обрезкова в художественном оформлении спектакля ( яркие цвета фоновых полотен сцены), заставил зрителей включить воображение и увидеть бездонную темно-васильковую синеву южного неба, желто-зеленую радугу холмистой донской степи, кумачовый закат и восход. Он создал атмосферу театральной праздничности в духе вахтанговской «Принцессы Турандот», свободной актерской импровизации. Две маленькие фигурки лебедей ( вынесенные в прологе музыкантом Вячеславом Жуковым), любовно смотрящих друг на друга в редких озерных камышах у самого края рампы точно отразили главную тему спектакля… Разбуженным ульем гудел казачий хутор, огонь вражды полыхал в его семьях. Не могли найти понимания председатель хутора Стешка (Юрий Поляк) и его могучая жена Марфа (Лиана Ермакова), лучший хлебороб Федот (Павел Попов), ярый ревнивец, и красавица Дуняшка (Любовь Козий), дед Захар (Иван Федотов), хуторской философ, уважающий научное слово, и его бойкая старуха Семеновна (Евгения Борзых). Казацкая вольница с устоем « баба моя, что хочу, то с ней и делаю» рухнула с приездом принципиальной Насти (Полина Кузьминская), местной хуторской, в коричневой кожанке, алом платке и важным портфелем в руках. Красивая, стройная, с вызывающей смелой улыбкой она объявила казачек «вольными гражданками» и, услышав в поддержку - «революцию не только для мужиков делали, и для прочего населения», в знак протеста против мужского пьянства, рукоприкладства и эксплуатации увела его на другой берег Дона, создав коммуну. Горько лучшему гармонисту Николке, по которому сохнут все девки в селе (Дмитрий Ендальцев), от пожара в груди - не забыть ему поцелуя Насти. Горько стеснительному Семке (Дмитрий Бедерин) от ультиматума строгой Маринки (Дарья Макарова) – достать калоши, как у председателя… Тошно без Семки Маринке, тоска в груди не дает покоя Марфе. Грустит без Федота Дуняша. Даже Семеновна горюет о том, что пропадет ее Захарушка без пригляда. Замерла ночная степь от красоты звучания женского хора в предрассветной тиши – плывет над Доном «Сладкая ягода» и «»Андалузская ночь», а в них горит душа казачек и поет от любви… Казаки, оставшись наедине с «домашностью» тоже быстро поняли, что без жен жизнь, «не самостийное житье», а «ядрен серп и молот». С любовью, радостью и гордостью вспоминают они, как им достается от жен, когда хлебнут лишнее. Не может без своей старухи дед Захар - стосковался он по своей ягодке Прасковьюшке. Не может ни дышать и ни жить без Маринки Семка. «Цветок ты мой лазоревый в степи донской,»- зовет Николка Настю. Готов спрятать с вою ревность Федот. А Стешка подает лихой пример в прощании с казацкой гордостью на лице. Лишь бы помогла придуманная Николкой цыганская шутка вернуть любимых… Цыганский табор остановился на крутом берегу Дона. Огненным вихрем взлетают к небу красные широкие цыганские юбки. Гадают лихие цыганки казачкам на счастье – клянутся в любви, верности, уважении и помощи своим женам казаки. Жаром любви, как горячим пламенем , обожгла цыганская песня( ария «У цыгана жизнь кочевая» в зажигательном исполнении Эльдара Джанибекова). Она разожгла костер любви на широком донском просторе, в его бескрайней синеве. Алые фейерверки искр озаряли счастливое веснушчатое лицо Маринки и Семки, трогательно держались за руки Федот и Дуняша, дед Захар нежно обнимал «лебяжью талию» Семеновны, а председатель Стешка не мог отвести глаз от своей Марфы. С замиранием сердца протянул влюбленный Николка лазоревый цветок Насте. Лазоревым цветом полыхнула донская степь… Финальные песни - «Узенький проулочек» и «Давай, дружок, на посошок» прозвучали счастливым аккордом спектакля, сплотившим зал и поднявшим единую горячую волну любви, радости и счастья. «Играй, Слава!»- прозвучал актерский призыв. Аккордеонист откликнулся на «бис» и , широко улыбнувшись, снова начал «На посошок». Зал пел вместе с участниками спектакля, а пара прекрасных лебедей у самого края рампы влюбленно смотрела друг на друга… Спектакль получился ярким, сочным, как спелая сладкая вишня, собравшая в себе все тепло донских раздолий. Он был сыгран молодыми актерами задорно, весело, горячо и очень искренно, что, несомненно, является его большим достоинством. Владимиру Иванову удалось открыть в молодых актерах верное внутреннее самочувствие, найти генетический код, проявляющий народное понимании жизни и скрытую теплоту патриотизма. Для этого было важно духовное единство музыки, песни и танца, создающих целую живописную целостную живописную галерею народных образов. Музыка Птичкина, которая с легкостью складывается в народные песни ( «Я гармошку разверну, а гармошка грустная», «Синева расплескалась бездонная», « Редко-редко так бывает , чтоб гулял да замуж взял», «От неожиданного счастья началась земля качаться и хмельная закружилась голова…») звучит в сердце как родная. Оперетта «Бабий бунт», продолжая художественную линию «Белой акации» Исаака Дунаевского , поставленной режиссером в 2008 году, не дает забыть великие имена Михаила Шолохова и Евгения Птичкина, ставшие достоянием культурного наследия России.

Елена Юр: Елена Юр 8 июня 00:06 Время надежд 29 мая, когда Арбат и вся Москва, почувствовав стремительное приближение лета, утопали в буйстве распустившихся гроздей сирени, белой акации, жасмина и сочной зелени дворовых кустов, когда начал свое путешествие по улицам тополиный пух, придав ощущение снежной легкости, невесомости и сказочности происходящего, а серое низкое небо готовилось омыть город благодатным дождем, в ТИ Щукина шел последний спектакль «Бабий бунт» ( режиссер Владимир Иванов )... Зал был полон: все боковые и центральные проходы были заставлены приставными стульями, на полу перед первым рядом сидели студенты, а в открытых настежь дверях в партер стояли густой толпой те, кому не хватило места в зале. Горячий молодой зритель, составивший большую часть аудитории, друзья, родители выпускников, поклонники спектакля собрались вместе, чтобы в последний раз попасть на донские просторы вместе со ставшими родными героями Михаила Шолохова;, вкусить их образное, емкое, живое, жгучее, действенное слово, услышать полюбившиеся песни и арии оперетты Евгения Птичкина , порадоваться счастью соединившихся влюбленных и, поймав последние искры полыхающего лазоревым цветом костра любви в бескрайней синеве ночной степи, испытать то редчайшее состояние счастливого сердечного ликования и единения, которое проявляет в человеке его культурно-генетическое семя, заложенное не одним поколением. От «неожиданного счастья» живой сопричастности к этому большому театральному празднику, от сознания его вдруг подступившего финала закружилась голова не только у Николки, героя спектакля... Последний «Бабий бунт» был самый трудный в эмоциональном отношении спектакль, но самый прекрасный из виденных мною. В нем паузы были наполнены особой тишиной и скрытым внутренним нервом. Все действо шло с поразительной интонационной точностью, чувством меры в смеховых эпизодах и глубоким драматизмом в лирических сценах. И хоровые песни «Сладка ягода» и «Андалузская ночь» звучали с особой прощальной задумчивостью. И гармошка грустила всерьез... Ни озорной «Проулочек», ни лихой «Посошок» не смогли погасить ту щемящую грусть расставания с замечательным спектаклем.... Вспомнилось, как два года назад, 1 мая 2010 года. переполненный зал Вахтанговского театра в последний раз приветствовал «Белую акацию »,оперетту И.Дунаевского, поставленную Владимиром Ивановым со своим выпускным курсом 2008 года, и почти два года шедшую на сцене театра. Как раскачивалась знаменитая люстра от шквала аплодисментов. Как букетное море изливало на сценический берег бесконечную зрительскую любовь и благодарность за память сердца, что живет в том зерне-хранителе нашего русского народа. Именно его ростки «не раскалывают зал на тех, кто «за» и «против», а объединяют в могучую силу... То, что и «Бабий бунт», и «Белая акация» ушли в театральную историю в мае не случайно. Кто-то скажет «в конце театрального сезона» и будет прав. А если посмотреть шире, в пору щедрого весеннего цветения, природного салюта, надежды на плодотворное будущее молодых актеров...



полная версия страницы