Форум » Спектакли выпускников » Статья про "Горе от ума"("Водевиль, а прочее все - гиль") » Ответить

Статья про "Горе от ума"("Водевиль, а прочее все - гиль")

atlantik_ok: Водевиль, а прочее все - гиль В Институте имени Б.Щукина сыграли "Горе от ума" Наталия КАМИНСКАЯ Близится время дипломных спектаклей, на которых зрительский лом, между прочим, бывает не меньше, чем на громкие премьеры модных режиссеров. К слову, и смотреть на это искусство птенцов, прозревать в цыплячьем пухе будущие возможные гривы и оперенья - особое театральное удовольствие. Вахтанговская школа (Институт им. Щукина) в субботний вечер собрала такое число зрителей, что они чуть было не снесли входные двери. Но тут - особый случай. Курс Павла Любимцева, артиста, педагога и неподражаемого телеведущего программы "Путешествие натуралиста", играл грибоедовскую комедию "Горе от ума". Притом - "вскладчину": возрастные роли исполняли педагоги, народные артисты А.Граве, Л.Ворошилова и заслуженные - Н.Нехлопченко, Э.Шашкова. Фамусова же воплотил сам Любимцев. Ситуация, с одной стороны, классически семейная и, казалось бы, весьма плодотворная. Подобным образом часто работают в музыкальных учебных заведениях - играют в четыре руки, поют смешанным составом и т.п. Педагог в таких случаях надежно подпирает своего питомца, ориентирует его на высокий класс игры, не подавляя при этом собственными умениями. Но театр - другая история. Попробуйте-ка сыграть такую звездную роль, как Фамусов, не задавив при этом своих "щенков", воплощающих не по годам сложные образы Чацкого и Молчалина! Павел Любимцев и тут преуспел. Его Фамусов очень интересен со "взрослой" театральной точки зрения, но вовсе не мешает ученикам сполна проявить свои возможности. Мешает другое, и это другое, представьте себе, - режиссура. Это вечный спор: нужна ли ярко выраженная режиссерская концепция в учебном спектакле? Ведь главная его задача - выявить возможности будущего актера в постижении роли, во взаимодействии с партнером. Опять же просится сравнение с музыкантом: ученику, играющему этюд Шопена, надобно прежде научиться постигать авторские законы произведения, а черед собственной интерпретации придет позже. Так вот "Горе от ума", поставленное режиссером-педагогом Михаилом Борисовым, имеет отчетливый постановочный концепт, и последний сказывается, в первую очередь, на образе Чацкого. Все остальные придумки (среди них, к слову, много точных и остроумных) только помогают студенческому спектаклю обрести театральную самодостаточность. Но одаренный, без сомнения (тут и взрывной темперамент, и способность к мгновенным превращениям), Антон Кузнецов с первого "... чуть свет уж на ногах!" и до последнего "...карету мне, карету!" играет... Репетилова. Лишь только споткнулся этот Чацкий да проехал по полу к ногам Софии, как уже возникла эта странная аберрация. Что-то в пластике было... как бы это сказать?.. фиглярское, ретивое не в меру. А дальше больше - все свои обличительные монологи Александр Андреич шпарил в лучших традициях болтуна-резонера, трепача, коему лишь бы сотрясти воздух, а там - хоть трава не расти. К чести А.Кузнецова, проделывал он это блистательно, и красок в палитре совсем юного актера - просто небывалое количество. Между тем пушкинское замечание Грибоедову о том, что Чацкий смешон, ибо мечет бисер перед свиньями, оказалось возведенным в спектакле в куб. Александр Андреич, кажется, глуп (но откуда тогда такие зрелые мысли?), назойлив, совершенно не властен над собой, не обаятелен и вследствие всего этого заранее не годится в возлюбленные розовой хохотушке Софии (Александра Прокофьева). Когда же, наконец, появился настоящий Репетилов (Борис Перцель справился с этой ролью отменно), то Чацкому - Кузнецову все же пришлось отыгрывать существенную разницу между ними, между героем и его пародией, как, собственно, и задумывалось Грибоедовым. Одаренный ученик и с этим справился, отчего ущербность общей концепции стала еще более очевидной. А между тем остальные студенты существуют в рамках вполне традиционных амплуа грибоедовской комедии. Полина Райкина (Лизанька) убедительна в роли хлопочущей субретки. Александр Болдин (Скалозуб) - громогласный солдафон, Максим Косолапов (Молчалин) - вкрадчивый подлиза, Евгений Толоконников (Загорецкий) - резвый бонвиван. Играют с увлечением, свободно управляются со стихотворным текстом, и руководитель курса Павел Любимцев, похоже, чувствует себя среди них абсолютно комфортно. Фамусов у него получился негрозным и вполне домашним, отчего жизненные принципы Павла Афанасьевича кажутся еще более непотопляемыми. Теноровые "тремоло" натуралиста, влюбленного в мир животных и архитектурных красот, льются на домочадцев, как бы призывая их ничем не нарушить веками заведенный уклад. Этот розовый, мелодичный хозяин - столп жизни, хотя и похлопотать не прочь. Любимцев тонко и со вкусом играет именно комедию: возьми хоть эпизод с ожиданием Скалозуба (стоит во фрунт, точно государя встречает), хоть реакции на Чацкого (будто просит у зала поддержки против "карбонария"). По большому счету это совместное педагогическо-студенческое предприятие - в высшей степени обаятельное дело. Тут много составляющих - и текст гениальной комедии (играть такое целиком, да в студенчестве мало кто решается), и сердечное сосуществование учителей - учеников, и высокий актерский класс самого Любимцева. Но Чацкого жалко, беднягу! Он и без того поставлен автором в смешное положение, а нам, его потомкам, и без того тошно от повального отсутствия ума. Репетиловых-то, вон, полным-полно. А Чацких, ежели отыщутся, беречь бы надо. Право, "учителей полки" в Институте им. Щукина могли бы назначить этому бессмертному герою куда менее "дешевую цену".

Ответов - 6

Novaly: Маша, спасибо.

atlantik_ok: Novaly, не за что:)

театралка: atlantik_ok Спасибо))!


Гарик: Спасибо!)

adilet:

amphibian: Интересно. А ведь Чацкого правильно сыграли. И у Грибоедова он трепач (от англ. chat). Думаю, будет интересен взгляд на персоналии произведения и что за ними скрывается: http://sl-lopatnikov.livejournal.com/487067.html



полная версия страницы