Форум » Абитуриенты-2010 » Развенчание мифов » Ответить

Развенчание мифов

Noname: Посмотрел внимательно форум, много разных тем натолкнуло на желание внести свои пять копеек. И про программу тут у Вас много, и про репетиторов. Надо кое-что прояснить, попробую. Скорее всего, получится длинно, прошу простить. Сразу оговорюсь, здесь и далее – мой взгляд на вещи. Истину в последней инстанции не навязываю. Рассказываю из личных наблюдений и опыта. Кто способен услышать – услышит. Вот тут есть темы – репертуар, подобрать программу, произведения, что одевать, как читать, возраст, рост, вес… Но ведь берут не за это и не за программу! Сразу скажу, речь пойдёт о среднем абитуриенте. Блат, удачный типаж, сына-внука-родственника мастера, политиков, олигархов, бизнесменов и всех прочих не рассматриваем, хотя зачастую среди них идёт похожий конкурс и отбор по тому же принципу, просто у них свой, отдельный конкурс. За что же берут? За актёрскую природу, за индивидуальность. Она либо есть, либо её нет. Либо есть, но не проявляется. Потому что может проявиться, только если человек раскрыт. Что значит раскрыт? Способен выражать через свой психофизический аппарат внутренние переживания, так называемый податливый актёрский аппарат, податливая актёрская природа. Ведь в жизни мы носим маски. Маска – это стремление показаться лучше, умнее, красивее, чем мы есть на самом деле, таким образом, мы существуем в неких штампах, ограничиваем свой диапазон переживаний и реакций, подменяем естественную реакцию организма нужной нам, пропущённой через ум, интеллект и весь набор наших комплексов. Но наша природа про это ничего не знает, она не боится быть глупой и нелепой, в этом и есть её красота и обаяние. А мы её затыкаем….. И если у поступающего нет актёрской природы, либо она не раскрыта, что, кстати, равносильно для приёмной комиссии, что её нет, искать её никто не будет, будут брать тех, у кого уже видно, что есть. В шарады при потоке в миллиард абитуриентов в год ни у кого желания играть нет. Благо выбор огромен. Тогда и возникает – “профнепригоден”, “не в эту профессию”, “не ваш год”, “попробуй в другое место, к другому мастеру, в другое время, в другой жизни”. Это всё одно, многие наверняка такое слышали. “Но ничего, отлично. Сейчас я залезу на сайт Щукинского училища или ещё куда и всё себе раскрою”. Опомнитесь. Таким образом, можно убить себя так и не раскрыв и загубить навечно… Например, как злятся педагоги на экзаменах, когда идут такого рода абитуриенты, и приговор - профнепригоден! И сломанные судьбы… Или обращаются к помощи так называемых “репетиторов-шарлатанов-программа для Вас за три минуты, ну-ка поставь тут повышение интонации, или вот тут взгляни на звёзды, а тут два притопа-три прихлопа” или ещё чего. А может быть он не раскрыт, а его уже на корню загубили… Знаете как называют таких людей сидящие в комиссии? “Готовые артисты”. Человек уже всему научился, он всё умеет. Как бы умеет! На самом деле, поверьте, этот приговор более страшен, чем любой указанный выше. Это значит, что человек что-то там с собой сделал или кто-то с ним, и его уже не переучишь! И беда в том, что то, что он делает и думает, что это хорошо и талантливо – это очень страшно смотрится, поверьте! На поступлении Вы как на ладони, вся ваша изнанка. Видно всё. Сделанное, не сделанное, очень талантливо сделанное, но сделанное другим, а не Вами, через Вас так и не пропущенное, не присвоенное Вашей природой. И это отдельный жуткий поток, идущий из кружков самодеятельности, шарлатанов-репетиторов и разных театральных студий с дилетантами-руководителями. Значит дело в правильном раскрытии. И основная задача любого педагога, любым боком касающегося актёрского мастерства – не натаскать на программу или ещё что-то, а раскрыть, как гибкую индивидуальность, неповторимость. Вдумайтесь в это слово! Не-повторим-ость! Не повторить что-то за кем-то, а сделать самому, по-своему! Как же раскрыть, выявить? Раскрытие процесс очень сложный, сам собой не происходит, но для актёра важен именно он, а не стихи научиться читать. И ещё раз повторюсь, моё устойчивое мнение – помимо блатных взять могут только раскрывшихся или, по крайней мере, приоткрывшихся людей. Программа – дело второе, тоже важное, но это в финале. Она, вообще, просто должна попадать в индивидуальность, в ту самую, раскрыто-приоткрытую, максимально её проявлять, как роль подходить под конкретного артиста, как костюм сидеть, идеально. Так как же раскрыть? Даже поступив, люди мучаются, пытаются раскрыться. Если тут есть, кто учится и с головой подходит к учёбе – те подтвердят, что так же, ищут материал, отрывки, где они смогут “рвануть”. Но ничего, скажите Вы! “Я ведь и так иду правильным путём! Выбираю те произведения, которые меня трогают, мне нравятся и так далее.” Тут это часто вижу пишут люди. Почему же Вы тогда не поступаете????? Опять “не ваш год”=вежливое “не в ту профессию”. Давайте тогда подумаем про “нравятся и трогают”, может тут что-то не так. Вот какие роли нравятся большинству девочек? Героини! Представьте себе, что Фаина Георгиевна Раневская (надеюсь, знаете такую) играла бы Анну Каренину или Нину Заречную или кого ещё хотите из своих любимых. Почему нет? Вполне вероятно, что ей материал бы понравился и уж точно человека с таким сердцем он бы тронул, задел чрезвычайно сильно. Смущает, да? Почему? Может быть дело в лице? На лицо ужасная, добрая внутри? Может быть. Но скорее дело в природе актёрского обаяния. Про это говорил в этом году в интервью Золотовицкий (мастер из МХАТа, который набирал курс в этом году, кажется), но фраза вроде бы принадлежит Юрию Стоянову, очень талантливому артисту, не только программой “Городок” живущему. “Актёр должен понять природу своего обаяния” И “героинь” по природе своего обаяния не так уж много, как каждый себе думает. Кому-то станет от этого грустно? Зачем? Ведь своим актёрским обаянием Вы берёте зал, других людей. И что для Вас важнее, сыграть так себе Каренину, что зритель даже не среагирует или того хуже - уснёт, или под шквал оваций выдать Коробочку? Если важнее первое, то в актёрской профессии Вам делать нечего. Ведь пример равносилен следующему: имею прекрасные способности к скрипке, а всю жизнь играю на флейте, или ещё хуже, играю в футбол, или в шашки, или в карты в дурака… Когда Вы попадает в своё обаяние – Вас несёт, и Вы даже сами можете не понимать, как это происходит, но Вы легки, свободны, энергичны и энергетичны и потрясающе обаятельны и заразительны… Вот это надо искать! Но найти самим – вот тут основная беда актёра. Он не видит себя со стороны. Раневская могла быть сколько угодно уверена, что она первая красавица на селе и богиня любви и красоты, но ей вовремя объяснили, где она супер в … “Муля, не нервируй меня”, “Шо Вы ховорите?” И чтобы понять про своё обаяние – нужен глаз, нужен педагог. Он должен увидеть, искать и найти вместе с Вами природу Вашего актёрского обаяния. Что же делать? Ответ очевиден. Искать педагога. Своего педагога. Или репетитора, сейчас так принято называть тех, кто готовит к поступлению, в том числе по актёрскому мастерству. НО! Сделаю программу за два сеанса только по Вашей фотокарточке – это некий профан-репетитор, скорее всего окончивший подготовительные курсы театрального института где-то на Таймыре. Раскрыть ученика, научить профессии – это настоящий педагог. И Вы! “Сделайте мне программу” – значит хотите просто поступить в театральный, научите профессии – хотите быть артистами. И есть ощущение, что у многих тут – это сказочное “поступить”! Подумайте о том, что будет дальше? Проскочите Вы с грехом пополам с какой-то штампованной программой. А ведь из хороших мастерских можно вылететь уже в зимнюю сессию, а то и не дожив до неё, даже в первую неделю учёбы, с тем же самым диагнозом “профнепригоден”, таких примеров тьма. Где он, педагог? Где именно Ваш? Не знаю. Может, ждёт в театральном, а может - нет. И дело не в конкретных театральных и конкретных мастерских… Можно, конечно, сидеть и ждать, что поступлю, а уж там меня научат. Но давайте спросим у Льва Абрамовича Додина (если не знаете, кто это – посмотрите в интернете), так ли хорошо всё в театральных. Позволю себе процитировать его. «Сегодня так называемая театральная педагогика повсеместно во всем мире на корню уничтожает человеческое начало, сводит всё к ничтожному, пошлому ремесленному умению весьма невысокого пошиба. Из школы уходит культурная память и духовные задачи. Уйдя из школы, они уходят из театра. Кризис театра¬льной педагогики и кризис мирового драматического театра в целом - вещи не¬разрывные. Поэтому и обновление театра не может начаться, если не начнется обновление в педагогике. Человек пытается быть художником, а его натаскивают на навыки, которые плотно загипсовывают его человеческое «я», иногда этот гипс бывает даже хорошо раскрашен. Мне кажется, сегодня Вениамин Фильштинский - один из немногих, скажем гордо, учителей, которые терзают в поисках, прежде всего, самого себя. Может быть, поэтому с таким удовольствием позволяют ему терзать себя его ученики. Может быть, поэтому они так любят его. Может быть, поэтому ему кое-что уда¬ется». Кстати, Вениамин Фильштинский скорее всего будет набирать в этом году в Санкт-Петербурге. Я у него не учился, но по тому, что он пишет и про набор и про учёбу – советую летом поехать и пробоваться к нему обязательно. Если Додина мало, давайте спросим у Георгия Буркова (не знаете такого актёра? Фразы “железная логика, я никогда не пьянею” из Иронии Судьбы помните? Это он!), к сожалению, уже покойного. “Будь моя воля, закрыл бы все театральные училища. Они, кроме вреда, ничего не приносят искусству. Если и появляются интересные актеры среди выпускников, то благодаря тому, что они сами в училище оберегали свой талант от педагогов” И ещё-ещё-ещё ряд примеров можно привести, но кто интересуется, сам их найдёт. Моё личное мнение, как человека, закончившего один из наших ведущих театральных институтов – сказанное этими людьми – абсолютно верно. Не аксиома и не истина, но верно! Бывают исключения? Как из любого правила. Но мало, особенно нынче. Театральная система сильно просела. Да и можно ли винить педагогов? Ведь даже в театральных, в рамках мастерской, Вас много, время, всё сложно, всё время скопом, на каждого пытаются обратить внимание, но трудно, графики учёбы, темпы, индивидуальный подход в принципе сложен. Тем более, педагоги, если они и режиссёры, решают свои вопросы, имеют свой стимул, свои амбиции в постановках спектаклей, даже дипломных и прочее-прочее-прочее. По той же причине, кстати, бывает такое: сами педагоги в театральных берут себе учеников, но ввиду нехватки времени, а может и желания, всё-таки сильная занятость в самой мастерской, делают с ними наспех некую стандартную программу за небольшую сумму денег, сильно не обращая внимания на раскрытие самого ученика. Что греха таить, они тоже хотят быстренько подзаработать, да и подлинное раскрытие-развитие ученика – это колоссальное время. Не только время на самом занятии, но всё время мысли о том, как, что ему предложить, как помочь раскрыться. Из личного опыта, те, кто работает серьёзно, чаще всего больше сосредоточен именно на своих учениках, с которыми он работает, в мастерской он просто берёт меньше часов. Поэтому дело совсем не в регалиях. Мой, например, пользуется авторитетом у педагогов всех театральных вузов, хотя сам преподаёт в театральном очень мало часов, большую часть времени тратя на своих индивидуальных учеников, театр и кино. И тут нет секрета. Ведь хорошие педагоги в театральных так же понимают все проблемы сегодняшней системы обучения, и им бывает намного интереснее вкладывать себя в конкретных, единичных учеников, работать индивидуально, чтобы помогать развиваться очень интересным и способным артистам. И я считаю, что крайне необходимо в этой профессии, чтобы с Вами работали индивидуально. Ваш путь, Ваше развитие. Как инкубатор. Кстати, что удивительно, многие великие не были в театральных… Смоктуновский, Раневская, Юрий Никулин, Кирилл Лавров (после Товстоногова главный режиссёр БДТ), тот же Бурков… Исключение из общего? Назовите хорошего актёра – почти точно, что он закончил театральный. Назовите великого актёра – почти точно, что он там не учился. Мораль моей длинной исповеди. Надо искать того, кто с первых шагов будет учить профессии, раскрывать… Советую поискать такое имя - Роза Абрамовна Сирота, великий педагог, режиссёр. Подлинный учитель актёра Иннокентия Михайловича Смоктуновского. Да и многим актёрам она сделала великие роли. Не ленитесь, поищите про неё. После выхода Идиота, многие гонялись за ней, чтобы она сделала из них второго Смоктуновского. Можно как угодно относиться к этому актёру, но князь Мышкин в его исполнении был назван внуком Достоевского – гениальным. А Гамлет Смоктуновского был признан лучшим самими англичанами. Да и Шекспиром был бы возможно, будь тот жив. Кстати, Гамлета с ним разбирала и делала та же Сирота. Или другой пример. Фаину Георгиевну Раневскую все знают. Найти тогда и про её педагога – Павлу Леонтьевну Вульф. “А я самородок, сам себя и вообще непризнанный гений!” Тогда что, не надо учиться? Может быть и не надо. Но я советую: вспомните любого, кто не учился в театральном. Копните в биографию, не на peoples.ru, а в настоящую, с многочисленными фактами из жизни. Будет педагог, найдёте всегда, фамилию, имя, отчество! Конечно же, нельзя говорить, что надо сейчас всем поголовно уходить из институтов и заниматься – нет. Тренинг должен проходить с партнерами, студент должен постигать все предметы театральной школы!!! Названные выше люди – наверное, всё-таки исключение, но если задуматься, то ты понимаешь, в чем тайна актерской природы. И почему тот вал выпускников театральных оседает только в сериалах или на мелких ролях в непонятных театрах. Но ведь кто-то всё-таки наивно полагает, что вот я такая-то индивидуальность меня - то уж возьмут. Первый год, не взяли … ну понятно блатные и да не разглядели… Тем более, что педагог – дорого, и многие поступают без педагогов. Вот хуже этого мифа я в своей жизни не слышал. Я знаю и знал многих студентов и выпускников. И среди них не знаю ни одного, кто бы никогда ничему не учился и поступил в театральный. Если и есть примеры, то это такие крохи в общей массе. Более того, братцы мои, практически у всех студентов сохраняются их педагоги, кто их вёл к театральному институту. Здесь тайн нет. Я на протяжении всего института и даже после него со своим педагогом держу контакт и постоянно занимаюсь, конечно, насколько это позволяет время и возможности. И знал ребят и на нашем курсе, и на других, которые поступали так же, педагог приходил к ним на зачёты-экзамены и прочее. Более того, как и что после театрального Вам может быть пока незнакомо, но в один из лучших московских театров я поступил с отрывком, который сделал не на своём курсе, в рамках общего показа курса, а сделал с моим педагогом и показывал индивидуально, потому что он лучше кого бы то ни было знал, какой материал для меня может “выстрелить”. Да и все “выстрелы”, которые удивляли даже моего мастера, были связаны исключительно с самостоятельными работами, в которых принимал участие мой педагог. Так же знаю случаи у своего же педагога, когда она помогала кому-то из своих учеников с разбором ролей для кино. Почему? Это будет понятнее Вам уже на первом курсе. Свой педагог, который в тебя вкладывается (и деньги тут совсем не при чём, и совсем не значит, что если он свой, то должен бесплатно работать, ведь он тратит своё драгоценное время на тебя), - это тот маяк, который очень нужен актёру. Будет у Вас такой в Вашей мастерской - неизвестно, от всех Вы будете брать, но будет ли там Ваш Учитель, тот, кому Вы стопроцентно доверяете - это большой вопрос. Поэтому для всех, кто стремится не просто поступить, а быть актёром-актрисой - надо искать своего педагога, вне театрального или в театральном - это кому как повезёт. Актерскому аппарату нужен глаз и не один, и, дай Бог, среди глаз, что будут Вас окружать, найдется тот, кто поведет по правильной струнке. А в противном можно и сломать. “Я самородок, мне заниматься не надо – поломают.” Тот же Додин или, может быть, Товстоногов сказал, что самобытность – это уникальность того, как человек познаёт мир, а не считаемое человеком его уникальное невежество и нежелание ничего нового узнавать. Вдумайтесь в это. Так что я советую тем, кто всерьёз намерен не просто поступить в театральный, а именно быть артистом - ищите своего педагога. Поиск труден. Попасть к хорошему огромная удача, у них всё расписано на год вперед. Мне когда-то просто очень повезло: педагог убрал ученика – занимался плохо, его убрали, а меня взяли. И я сменил нескольких, пока не нашёл своего. Так что, вполне возможно, что мой может не подойти Вам, а Ваш - мне. Раневская, возможно, не могла бы с Сиротой, например. Искать своего!!!! Очень важно доверие. Учитель-ученик в этой профессии - это контакт личностей, как любовь, не все всем подходят. И рецепта сразу найти своего - это либо удача, либо искать-искать и искать. Ребята из театральных подтвердят, что даже в своих мастерских у них не бывают все “их”, бывает, что нет ни одного, кому доверяешь полностью. А актёр оперирует в своей работе собой, своей душой, своей болью, своими страхами, исповедь, открывает внутренности, все болевые точки. А для этого надо очень доверять своему доктору. А как же деньги, меркантильные Вы мои? Ведь надо платить? Надо. И мы пахали, и они пахали. Хотите быть актёрами – забудьте слова “мамочка-папочка-тётечка-дядечка” и слово “лень”. Полистайте биографии актёров. Многим приходилось очень не сладко. Но ни один не плакался. “Мне родители не дают, не смогу найти работу.“ Лень – это до свидания сразу. Каждый выбирает для себя – нет, так нет. Да – ищите работу. Хватит сидеть на диване и притворяться, что трудно и времени нет. Ещё маленький секрет. Есть блат, а есть связи. Хороший педагог – это ещё, может быть и крохотная пока, но связь. Он может показать Вас своим коллегам-педагогам, вполне возможно, что даже тем, кто будет набирать курс. Конечно, только в том случае, если Вы пахаете. Опять же, студенты подтвердят, что с какого-то момента, а порой и сразу, Ваша задача в театральном – заинтересовывать собой, чтобы с Вами хотелось работать педагогам. И дело не в кофе с ними пить и анекдоты рассказывать, Ваши проявления на площадке, на сцене должны вызывать их интерес, и конечно Ваш труд. Так что, будете пахать как волы, будут и плоды. А где ж его найти, педагога-то, рыбные места? Я нашёл, как ни странно, в интернете. Но искал – всюду! Одно могу сказать точно, если Ваша мысль – мне педагога бы за маленькую сумму да самого лучшего, то тут как с раками, хороших по три рубля не найдёте, все хорошие только по пять. Сколько Вы в себя вложите, столько, в конечном итоге, и получите. Да и подумайте сами. Я выше писал уже, что раскрытие ученика – колоссальное время и усилия, не только на занятии. Всё время. Я вот всегда удивлялся, а никакого чуда тут оказывается нет, что мой педагог к каждому следующему занятию готовил мне что-то новое, новые задания, новый материал, притом что-то уникальное, под меня, я был несколько раз на занятиях с другими учениками, у каждого ученика было своё, свои задания, свой материал. То есть, педагог подбирал всё для меня. И делал это вне занятий. Значит, он всё время думал обо мне, что предложить, что подобрать, как помочь раскрыться. Траты времени на учеников у хорошего педагога огромные. Опять же, у этих людей ещё сохранились представления о совести, они не позволят себе халтурить, лениться. Таким образом, педагог огромный кусок своей жизни, своего времени отдаёт ученикам, в ущерб работе в театре, в кино. Стали бы Вы сами за три копейки идти на такое? Вряд ли. Поэтому трёх рублей не ждите у хороших. И осуждать их за это просто глупо. И напоследок. Смоктуновский везде говорил, что его как артиста сделала роль князя Мышкина, и добавлял, что князя Мышкина сделала Роза Абрамовна Сирота. И ещё напоследок. Конечно, кто хочет оказаться в сериалах - учиться не надо… кто хочет учиться в институтах, не в нашей 6-ки – готовиться не надо – вас возьмут и так!!! Вообще, если Вы идёте не в профессию, а так себе, непонятно зачем – можете мои дифирамбы закрыть, это всё только омрачит Ваши радужные мечты. Крик души настоящих абитуриентов, студентов и актёров нашего поколения – не пора ли что-то менять, по-настоящему, к лучшему… Что случилось с нашим театром и кино…. Я обращаюсь к тем, кто хочет что-то изменить, кто хочет пройти путь к истокам, почувствовать на сцене те вибрации и трепет, которые наполняли великих актёров, дойти до тех вершин, когда, как говорится, “вне логики, вне системы, вне всех законов, но потрясает…”

Ответов - 33, стр: 1 2 All



полная версия страницы